Создать прочную эмоциональную связь бренда с потребителем — мечта каждого маркетолога. Но как быть, если ваш продукт максимально далек от мира чувств? Бренд Mastercard не просто нашел ответ, но сделал эмоции и даже непосредственные сенсорные ощущения существенной частью своих взаимоотношений с пользователями.
Ты тот, каким тебя видят…
Современные платежные технологии и сервисы — не то, что можно увидеть и ощутить. И зачастую единственное, что напоминает пользователю о платежной системе, услугами которой он пользуется, — это логотип на его пластиковой карте. А раз так, он должен быть максимально запоминающимся и при этом «заряженным» эмоциями.
Уже более 50 лет пересекающиеся желтый и оранжевый круги выполняют роль логотипа Mastercard. Все это время он постепенно видоизменялся, стремясь к максимальной простоте восприятия, пока в 2019 году не остались лишь форма и цвет. Из логотипа Mastercard исчезло даже название бренда — и это никак не помешало его узнаваемости: более 80% людей узнают символ Mastercard без каких-либо словесных подсказок.
Кстати, о цвете: именно он помогает формировать правильный эмоциональный посыл. Красный и оранжевый — два самых «положительно заряженных» цвета в палитре, они ассоциируются с радостью, удовольствием, позитивом, энергией, а в сочетании взаимно усиливают эмоциональное воздействие друг друга. Логотип Mastercard — тот самый случай, когда цвет говорит лучше слов.
…и узнают даже с закрытыми глазами
Зрение помогает нам получать около 90% информации о мире. Но почему бы не задействовать оставшиеся 10%, дополнив картину восприятия бренда звуками, запахами и вкусами? Так у Mastercard появилась мелодия, фирменный звук для подтверждения транзакций и собственная коллекция ароматов. Выразить ценности бренда маркетологам Mastercard помогают даже сладости!
Звуковое измерение
Люди постоянно слушают музыку и подкасты на стриминговых сервисах, все активнее используют голосовой поиск, общаются с голосовыми помощникам и ботами — в том числе и для совершения покупок. Неудивительно, что бренды задумываются не только о визуальной, но и о звуковой айдентике.
Пока одни думают, другие действуют: фирменный аудиостиль Mastercard существует с 2019 года. И не просто существует, а активно используется в коммуникации — от звуковых логотипов в рекламных роликах до рингтонов и от мелодии, которая звучит во время ожидания ответа на звонок, до звука подтверждения покупки. Так создается новое измерение идентичности бренда.
Сделать звуковой бренд Mastercard узнаваемым, ярким и в то же время легким для восприятия помогали музыканты и артисты из разных стран — в том числе один из основателей группы Linkin Park Майк Шинода и номинантка премии «Грэмми» Камила Кабельо. Мелодия бренда адаптирована для звучания в разных стилях — от оперного и кинематографического до этно. А для создания региональных интерпретаций Mastercard привлекает популярных местных артистов — именно тех, которые вызывают мощный эмоциональный отклик у локальной аудитории.
Эмоции, которые можно вдохнуть…
Обоняние — еще один своеобразный канал коммуникации, через который бренд может взаимодействовать с аудиторией. Способность ароматов вызывать сильные эмоциональные связи объясняется связью обоняния и лимбической системы мозга — той самой, которая отвечает за эмоциональное восприятие.
Примером такой коммуникации стали представленные под брендом Priceless ароматы Passion и Optimism, созданные для Mastercard всемирно известными парфюмерами Дорой Багриче и Мари Саламань.
Сверхзадача, которую они должны были решить, — с помощью запахов передать эмоциональный посыл, заложенный в фирменных цветах Mastercard. Так аромат Priceless Passion вобрал в себя запахи красных роз, теплого леса и спелых ягод, чтобы воплотить «огненный дух и страстное очарование». А в Priceless Optimism звучат те же яркие и оптимистичные ноты, с которыми мы ассоциируем оранжевый цвет — сицилийский апельсин, грейпфрут, мандарин и ревень.